От грамотной подготовки финансовой отчетности по МСФО зависит эффективность принимаемых собственником управленческих решений. А качественную отчетность способна составить только сплоченная и профессиональная команда специалистов. Какие же приемы и принципы формирования команды необходимо применять для успешного взаимодействия сотрудников и повышения их личной эффективности?
Татьяна Максимова, главный бухгалтер, начальник департамента бухгалтерского и налогового учета и отчетности ОАО «МРСК Северо-Запада»
Хорошая финансовая отчетность, как спутниковая карта, отражает действительность без прикрас, четко и с возможностью изменения масштаба. Принципы подготовки отчетности по МСФО позволяют составителю быть свободным в суждениях, а их результат определяет развитие компании путем прямого влияния на решения собственников. Ценой непрофессионализма в таких условиях может быть крах лучших деловых идей. Профессионализм же, помноженный на синергию, дает потрясающий эффект. Какой окажется повседневная работа - обузой, ремеслом или творением - зависит от того, кто, как и зачем ее делает. Ответы на эти вопросы применительно к своей команде являются ориентиром для главного бухгалтера или финансового директора при создании отчетности, ценной для пользователя.
БАЗОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Для формирования команды в сфере МСФО потребуются как базовые приемы (они универсальны и потому подойдут для любой профессиональной сферы), так и специфические для профессии инструменты.
К базовым приемам достижения высокого уровня профессионализма и ответственности можно отнести следующие.
Взаимодействие в команде.Для профессионала информация - воздух. Свободное движение информационных потоков внутри команды возможно при условии грамотного взаимодействия ее членов. Легко добиться нужного эффекта позволяет соблюдение двух известных принципов - кошелька Миллера и правила Парето.
Напомним, принцип кошелька Миллера основан на том, что емкость кратковременной памяти человека ограничена 7 + - 2 элементами в зависимости от сложности элементов. Если требуется сохранить информацию, включающую больше 7 элементов, мозг разбивает ее таким образом, чтобы число запоминаемых элементов составляло от 5 до 9.
Принцип кошелька Миллера проявляет себя, в частности, в организационной структуре. Если число членов команды составляет более 9 человек, то они естественным образом разобьются на группы. Необходимо позаботиться, чтобы это разделение было продуктивным, то есть по профессиональным интересам. В каждой из групп следует назначить руководителя, который будет отвечать за результат группы. Игнорирование этого принципа может привести к тому, что загрузка работников окажется неэффективной или их действия не будут согласованы с задачами компании. Человек, не принадлежащий к какой-либо группе, может быть информационно изолирован. А слишком многочисленная группа не позволит ее руководителю контактировать с каждым членом команды, может явиться причиной запутанных коммуникаций, конфликтов интересов, размывания ценности трудового вклада каждого, оторванности руководителя от команды.
Другое проявление принципа кошелька Миллера затрагивает способы подачи информации. То есть при сборе и анализе информации важно разбивать ее на блоки до 7 элементов. В отчетных формах и примечаниях к отчетности также полезно придерживаться принципа «7 + - 2». Это позволяет быстро и качественно усваивать объемную информацию. Многоэлементный массив, пусть и унифицированной информации, усваивается гораздо сложнее или не усваивается вовсе. То есть, если необходимо работать с тысячей элементов одновременно, даже с семью из них полноценно взаимодействовать не получится, так как мозг не способен без осознанного анализа выбрать из тысячи семь. В лучшем случае запомнятся первое и последнее.
Правило Парето гласит, что 20 процентов усилий дают 80 процентов результата, а остальные 80 процентов усилий - лишь 20 процентов результата. Применительно к команде работает схожий принцип, согласно которому только 20 процентов членов команды (а в некоторых случаях только 10 процентов) формируют цели, ценности и настроение всей компании. Руководителю не следует пускать этот процесс на самотек и надлежит самому сформировать круг ключевых членов команды и внешних контактов, с которыми он будет взаимодействовать особенно близко. Эти сообщества должны составлять примерно 20 процентов всех контактов компании (10 процентов внутренних и 10 процентов внешних). Для членов команды это означает, что ключевые позиции должны занимать люди с высокой квалификацией, проактивной жизненной позицией и системой ценностей, близкой лидеру команды.
В команде, в которой взаимодействие построено по принципам кошелька Миллера и правила Парето, информация и опыт расходятся как круги по воде.
Баланс целей и средств их достижения. Цели и средства их достижения должны быть уравновешены. Необходимость их баланса бухгалтерам понять проще, чем людям других профессий. Так, если ориентироваться только на цель, становится невыгодным перевыполнять план и вообще делать то, что не запланировано. Поэтому и средствам достижения следует уделять не меньше внимания.
Например, в процессе достижения цели может потребоваться перенести сроки завершения этапа работ. С точки зрения целеполагания, это может считаться провалом. Но если результат окажется полезнее, чем предполагалось, или с полным комплексом задач команда справится раньше запланированного срока, то с точки зрения баланса целей и средств их достижения, результат превысит ожидания.
Кстати, принципы МСФО нередко демонстрируют именно такое понимание и предлагают технические приемы его реализации. Например, требование релевантности, согласно которому можно пренебречь незначительными неточностями, но отразить информацию в отчетности своевременно и по существу.
Личное влияние. Роль личности в истории - одна из самых интересных тем для философствования. Энергетика и ценности лидера определяют результат и настроение команды. Именно он может создать атмосферу, в которой очевидна значимость личного вклада каждого работника в общее дело. Без этой атмосферы сложно реализовать любые, даже гениальные идеи.
К сожалению, атмосфера личного влияния часто подменяется подходом, при котором все заслуги приписывают лидеру, а неудачи - исполнителю. Бывает и другая организация процесса, когда за результат отвечают все, а права принадлежат только формальному лидеру. Такой подход также не является эффективным, так как в этом случае в коллективе появляются сильные неформальные лидеры, которые по сути руководят процессом.
Таким образом, для главного бухгалтера или финансового директора управленческие компетенции не менее важны, чем профессиональные. И не только для управления своей командой. Ведь для того, чтобы смотреть на отчетность как управленец, составитель отчетности должен им стать.
Мы рассмотрели базовые приемы формирования профессиональной команды, которые применимы практически в любой сфере деятельности. Однако для создания успешной команды в сфере МСФО потребуются специфические для профессии инструменты. Их мы и рассмотрим далее.
ИДЕЯ
Человек так устроен, что способен проявлять максимум способностей, только если сознает смысл дела, свою миссию. Команду, которая готовит финансовую отчетность по МСФО, легко ориентировать на конкретную миссию. Так, прекрасным кладезем идей, которые могут лечь в идеологическую основу любой команды, являются информационные ресурсы Совета по МСФО.
Российские бухгалтеры могут позаимствовать у иностранных коллег опыт целенаправленной работы, построенной на диалоге со всем миром и на клиентоориентированном способе мышления, при этом связанном жесткими этическими нормами. Каждый член команды может считать себя сопричастным к формированию новой наднациональной системы финансовой отчетности, а вместе с ней новых способов и методов учета.
Вместе с тем миссию следует подкрепить вполне земными целями, достижение которых рассчитано на срок не более года. Тогда она будет живой. Например, если в прошлом году компания подготовила финансовую отчетность с помощью консультанта, в текущем году можно поставить цель - подготовить ее самостоятельно, а участие консультанта снизить до методологического сопровождения.
Финансовая отчетность необходима собственникам для управления. Для них это возможности видеть будущее через текущий и вчерашний день. Однако важно понимать, что какой бы достоверной ни была отчетность - это только модель реальной жизни. Поэтому необходимо систематически пересматривать принципы учета и используемые допущения. В этой связи становятся ценными не только знания конкретных стандартов и правил, а наблюдательность и прозорливость составителя отчетности, чтобы моделирование экономической ситуации поспевало за действительностью.
Рекомендация
Следует учитывать, что работа по принципам, а не по жестким правилам иногда встречает резкое сопротивление. Это особенно свойственно счетным работникам, которые изо дня в день делают одно и то же. Присутствие среди ключевых членов команды специалистов с такой позицией нежелательно, несмотря на их прошлые заслуги. Ключевые позиции должны занимать люди проактивные. Вместе с тем для консерваторов сработает правило Парето: они вполне смогут работать в команде на рядовых ролях, примут правила игры, выработают новые привычки и станут ценным звеном.
ПРИНЦИПЫ «Да» И «нет»
Определение четких понятий, что хорошо и что плохо, не менее важно, чем постановка высоких целей. Кнут и пряник работают только в паре. Поэтому принципы «нет» уравновешиваются принципами «да», и наоборот.
В качестве принципов «нет» отлично работают следующие:
Не слушай доброжелателей. Очень часто сотрудники принимают решения, руководствуясь советами местного гуру. Зачем заглядывать в стандарт, если за чашкой чая можно получить готовый ответ, а в случае ошибки сослаться на источник? Очевидно, что этому нужно противодействовать. Иначе так будет всегда.
Не задавай вопросов, пока не убедишься, что не можешь ответить на них сам. Принцип тесно связан с предыдущим, но имеет самостоятельное значение для поддержки способности мыслить самостоятельно и беспристрастно. Именно беспристрастность - ключевая профессиональная компетенция бухгалтера по МСФО.
Не полагайся на привычную практику.Как только в работе возникает автоматизм и ощущение, что процесс идет сам по себе, пора подвергнуть сомнению привычное дело. Следует вычеркнуть из лексикона специалистов ответ «Так было всегда» на вопрос «Почему так нужно делать?». А если такой ответ все же напрашивается, значит, к этому вопросу нужно подойти с пристрастием.
Принципами «да» могут быть:
«Зачем?» и «Почему?».Ответы на эти вопросы должны быть всегда. Важно, чтобы работник, ведущий конкретный участок, смог в любой момент ответить: какие данные отчетности он готовит, какую ценность эти данные представляют для пользователей, какие стандарты регламентируют их отражение в отчетности и каковы перспективы пересмотра этих стандартов. А также, почему нужные данные он получает именно этим способом.
«Идеи - абсолютное благо». «Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи, не ведая стыда…», - открыла тайну гениальная Анна Ахматова. Идеи свидетельствуют о способности свободно мыслить. Даже абсурдным, на первый взгляд, идеям следует уделять внимание. Если потом выяснится, что идея и впрямь бестолковая, взгляд на вопрос под другим углом все равно полезен. По мере перехода к подготовке регулярной отчетности ценность свободы мышления будет возрастать в геометрической прогрессии.
«Проблема - это всегда возможность». Банальный постулат, но на практике применяется крайне редко. Консерватизм аудитора должен быть уравновешен объективной защитой интересов компании составителями отчетности. Если контрагент не платит, совсем не обязательно создавать резерв под обесценение дебиторской возможности при наличии договоренности о погашении долга через выкуп ценных активов. Выраженный акцент на риски - тоже нарушение принципа объективности, которое может привести к «замораживанию» ресурсов компании.
«Доверяй, но проверяй». В процессе подготовки отчетности по МСФО важно помнить о необходимости проверки источника информации. А еще лучше получить информацию из альтернативных источников, иногда двух. Опытный российский бухгалтер потому и работает «по бумажке», что знает, чем заканчивается использование неподписанных документов или документов, подписанных без доверенности. Молодые специалисты по МСФО часто пренебрегают проверкой данных, используя в работе информацию, полученную от сотрудников, которые даже не понимают, для каких целей ее предоставляют.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Залогом успешного функционирования команды является профессиональное развитие каждого ее члена. Парадокс ситуации заключается в том, что обычно под развитием понимается обучение, причем обучение рассматривается как процесс воздействия учителя на ученика. Тогда как на практике подавляющий объем знаний и исключительно все навыки бухгалтеры усваивают на практике и в основном самостоятельно. Чтобы убедиться в истинности этих выводов, достаточно задать простой практический вопрос успешно сдавшему ДипИФР специалисту через неделю после сдачи экзамена.
Известный специалист по организационному управлению Стивен Кови рекомендовал «ежедневно затачивать пилу», имея в виду обучение, получение новых знаний. Знания усваиваются, только когда они применены на практике хотя бы однократно. Поэтому больше внимания следует уделять именно практике повседневного обучения. Уже упомянутый принцип – вопросы «Зачем?» и «Почему?» - блестяще этому способствует. В эффективной команде исполнитель обращается к руководителю за разрешением проблемы уже с проектом решения, которое может защитить.
Обратите внимание!
Ценность традиционного обучения не оспаривается. Но все же обмен опытом, установление личных контактов, возможность публично выступить в качестве эксперта по тем или иным вопросам, услышать в ответ вопросы сторонних наблюдателей и коллег сделают обучение более полезным, чем ознакомление с теоретическим материалом новых стандартов или интерпретаций.
Уделить внимание стоит и обучению специалистов, которые непосредственно не связаны с подготовкой МСФО-отчетности. Финансовая отчетность все больше усложняется и становится непонятной даже тем, кому она предназначена. Эта проблема вызывает нарекания общественности в отношении МСФО. Чем профессиональнее бухгалтер, тем меньше его понимают коллеги из смежных направлений. А в крупных компаниях даже экономисты и бухгалтеры перестают понимать друг друга. Отличным решением этой проблемы будет проведение тренингов «Финансы для нефинансовых менеджеров» по результатам сдачи каждой отчетности. Совместные семинары, разработанные для конкретной компании, помогают выработать общий язык и сблизиться в понимании терминологии. Конечно, обучение на практических примерах требует самостоятельной подготовки обучающих материалов. Но в этом отдельная ценность: при разработке программ обучения можно учесть специфические для компании вопросы и интересы смежных направлений.
Как же убедить всех членов команды уделять больше внимания своему развитию и почаще заглядывать в профессиональную литературу? Стимулы могут быть разными: для одних это риск показать коллегам свою неосведомленность, для других - лавры общественного признания, а кто-то мечтает поделиться со всеми бухгалтерами рецептом, как все успевать и уходить с работы вовремя.
Все преимущества указанных форм стимулирования развития можно реализовать в рамках проведения в компании конкурса профессионального мастерства. Конкурс - великолепная возможность в условиях живой конкуренции протестировать уровень знаний специалистов, задать ключевые ориентиры для профессионального развития, выявить перспективных молодых сотрудников, получить информацию о сильных и слабых сторонах команды.
Разработка программы тестирования силами судейской коллегии поможет освежить и систематизировать знания и навыки судей, а также передать опыт решения задач, навыки свободного мышления. В судейскую коллегию могут войти ключевые сотрудники бухгалтерии и специалисты смежных направлений - экономисты, финансисты, IT-специалисты и даже юристы.
В качестве основы для формирования конкурсных заданий можно использовать принципы тестирования, применяемые АССА. Программа подготовки для получения квалификации АССА отвечает требованиям международных стандартов обучения в области бухгалтерского учета Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Российские специалисты знакомы с ней по экзамену ДипИФР, в котором задания делятся на теоретическую часть и объемную расчетную задачу. На основе вопросов к экзаменам по различным тематическим бумагам АССА можно сформировать довольно емкие тестовые задания. Обработать результаты тестирования и получить от них максимальную выгоду без специального программного обеспечения не получится. Однако сейчас на рынке софта достаточно предложений для решения этого вопроса.
Приведем пример программы проведения конкурса для команды, состоящей из централизованной бухгалтерии и семи бухгалтерий филиалов.
Пример
В централизованной бухгалтерии в конкурсе участвуют только линейные специалисты, потому как только для них можно сохранить тайну при подготовке тестов. Руководители участвуют в подготовке материалов и непосредственно входят в судейскую коллегию.
Соревнования проводятся в три этапа.
1-й этап. Оценка профессиональных знаний и навыков (уровень сложности 1). Соревнование по профессиональным направлениям проводится по двум потокам:
- бухгалтерский поток. Задания можно разбить на следующие тематические блоки:расчет заработной платы, иных выплат и страховых взносов; учет имущества и капитальных вложений; бухгалтерский и налоговый учет и отчетность;
- поток специалистов секторов договорной работы (тестируются навыки ведения договорной работы).
2-й этап. Оценка профессиональных знаний и навыков (уровень сложности 2). На этом этапе специалисты соревнуются за право участия в финале.
3-й этап. Финал. Участники делятся на два потока: конкурс главных бухгалтеров филиалов и конкурс претендентов на звание «Лучший бухгалтер года».
Тематические разделы проверки знаний и навыков, условия допуска к каждому этапу, способы проведения конкурса и время на выполнение заданий приведены в таблице.
Таблица. Программа конкурса профессионального мастерства
Этап |
Тематические разделы |
Условия допуска |
Способ проведения |
Время, мин. |
---|---|---|---|---|
1-ый этап |
Бухгалтерский учет и отчетность Налогообложение Право |
Регистрация участников, соответствующих требованиям, в день проведения. Главные бухгалтеры филиала и их заместители не участвуют. |
Тестирование на специализированном программном обеспечении на рабочем месте участника |
80 |
2-ой этап |
Общая экономическая теория Бухгалтерский учет и отчетность Налогообложение Право Аудит МСФО IT- технологии |
Участники, которые на предыдущем этапе получили не менее 20 баллов из 100 возможных Заместители главного бухгалтера - без условия участия в 1-ом этапе Главные бухгалтеры филиала не участвуют |
Тестирование на специализированном программном обеспечении на рабочем месте участника |
80 |
3-ий этап: а) конкурс на первенство |
Комплексные профессиональные знания Навыки представления финансовой информации пользователям Навыки постановки профессиональных задач Навыки использования офисного программного обеспечения |
Три участника, которые по результатам 2-го этапа набрали большее количество баллов |
Доклад главной судейской комиссии с сопровождением презентации в MSPowerPointв день проведения финального этапа |
120 – время на подготовку; 15 – максимальное время для доклада |
3-ий этап: б) конкурс главных бухгалтеров |
Общая экономическая теория Бухгалтерский учет и отчетность Налогообложение Право Аудит МСФО IT- технологии |
Главные бухгалтеры филиала |
Тестирование на специализированном программном обеспечении в исполнительном аппарате в день проведения финального этапа |
80 |
Оценка результатов каждого участника проводится в рамках личного первенства по номинациям и командного зачета по филиалам. Способы подсчета могут отличаться в зависимости от цели, начиная с простого суммирования и заканчивая применением формулы с весовыми коэффициентами отдельных показателей в общем результате. Результаты участника могут быть аннулированы при наличии доказательств несамостоятельного выполнения задания.
В конкурсе побеждает команда лучшего филиала, а в личном первенстве - три лучших бухгалтера по специализации и лучший бухгалтер компании. По решению судейской комиссии могут быть отмечены призами и дипломами лауреатов победители в дополнительных номинациях: «Самый молодой участник соревнований», «Самый опытный участник соревнований», «За волю к победе» и другие.
Надеемся, что идеи, которые легли в основу этой статьи, помогут профессионалам сохранить и преумножить свою ценность, окружить себя единомышленниками и со вкусом и толком вести любимое дело.
Электронный журнал о международной финансовой отчетности «МСФО на практике», № 7, июнь 2013 г. Рубрика «Опыт и решения»
Файлы:
МСФО на практике № 7, июнь 2013 г. "Команда профессионалов в сфере МСФО: как создать и вести"