Почти месяц в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров заместитель директора филиала МРСК Северо-Запада "Комиэнерго" по экономике и финансам Дмитрий Тарасов и еще 20 представителей регионов России проходили стажировку по тематике «Экономическая кооперация России и Германии». О том, как, в каких условиях работают наши немецкие коллеги и на что они нацелены, мы попросили рассказать Дмитрия Валерьевича.
- Как проходила стажировка и насколько российская энергетика отличается от немецкой?
- Программа была разбита на две части – это тренинги и обучение основам управления предприятием в рамках европейской бизнес-модели, и работа с энергетическими компаниями в Германии, представляющими как предприятия, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, так и смежными предприятиями, которые данный процесс поддерживают.
На самом деле, рынок электроэнергии Германии очень схож с российским – разделение генерации, сбыта, единой национальной сети (220 кВ и выше) и региональных операторов электрических сетей. Конечно, есть небольшие особенности, но они не существенны. В Германии рынок полностью либерализован, а у нас остаются части неценовых зон, где либерализация произошла не полностью. С другой стороны, сетевые компании, которые у них действуют, работают в более спокойной среде: законодательство Германии довольно давно устоялось, и в нем не происходят постоянные изменения, требующие подстройки. Главное отличие ФРГ от нас – это иные векторы развития энергетики. Концепция развития энергетики немецких земель направлена на формирование Smart Grid с одновременным уходом от атомной энергии (данная программа должна завершиться с 2015 по 2020 годы).
- В России реформа энергетики вступила в активную фазу с 2003 года, но сейчас идет полемика, насколько необходимо было идти по пути разделения по видам деятельности…
- В Германии таких тенденций к объединению нет. У них основа самой системы - это стабильность. Прежде чем решения принимаются, они очень долго взвешиваются и обдумываются, поэтому никаких вариантов отхода от той модели рынка, которая схожа с моделью рынка электроэнергии России, у них не предвидится и не предполагается.
- Есть ли в Германии проблема перекрестного субсидирования, которая так характерна для России?
- Экономика Германии строится совершенно на других принципах: там большой вес имеют субсидии, которые получаются от государства.
- Тарифы там формируются методом RAB, или «затраты плюс»?
- Сетевые компании Германии уже давно перешли на регулирование методом RAB. Основа действующего регулирования – это так называемый бенчмаркинг, когда определяются эталонные сетевые компании, а от них присутствуют системы бонусов и штрафов для других компаний. Однако не надо путать немецкий бенчмаркинг, и тот, который мы проводим в нашем филиале. В Германии бенчмаркинг – один из методов тарифного регулирования, а для нас это внутренняя система оценки деятельности наших производственных отделений. И это немного разные варианты бенчмаркинга.
- Насколько опыт Германии применим в нашей компании?
- Считаю, нам нужно брать ориентиры на построение «умных сетей». Естественно, мы не можем полностью использовать немецкий опыт, так как изначально он основывался на другой проблематике. Дело в том, что Германия начинала развиваться исходя из больших объемов нетрадиционной энергетики – ветроэлектроэнергетики, солнечной электроэнергетики и т.д., которая генерирует мощности не в линейном режиме, и энергосистеме приходится подстраиваться под «пики», которые возникают в генерации.
Но множество решений, которые присутствуют в Smart Grid Германии, вполне могут быть адаптированы для нашей энергосистемы: начиная от системы мониторинга основных фондов, которые также являются неотъемлемой частью Smart Grid, и заканчивая интеллектуальной системой учета и контроля электропотребления у потребителей.
Те же самые инвестиционные программы в Германии строятся по иным принципам. Во главу угла ставится экономический эффект от реализации мероприятий, а основа повышения надежности основывается на интеллектуальных системах мониторинга. В Германии все начинается с планирования, администрации того, как будет развиваться то или иное городское поселение. Сначала есть идея, под нее производится мониторинг, следом – инфраструктура. У нас все наоборот. Думаю, нам есть чему поучиться у немцев.
- Для Северо-Запада характерны большие расстояния, и все чаще встает вопрос о развитии малой энергетики. В каком направлении идут наши немецкие коллеги?
- Это вопрос не малой, а традиционной энергетики: немцы планируют переход на «зеленую» энергию – это ветроэлектростанции (с основными мощностями в Северном море), солнечные батареи и генерация, базирующаяся на утилизации отходов разных производств. Действия по переходу на «зеленую» энергию активно поддерживаются государством за счет субсидий. Однако для нас этот опыт мало применим, солнечные батареи и ветроэлектростанции не столь эффективны в наших климатических условиях. А вот генерация на отходах для нас применима.
Кроме того, все большую популярность в Европе получают электромобили. Эти авто показывают отличные результаты как с «зеленой» точки зрения, так и экономии на топливе. Однако для электромобилей нужны специализированные заправки - в Европе, и частности, Германии, данная инфраструктура получает все большее распространение. В России новинка пока только осваивает рынок. Если машины на электричестве получат у нас распространение, отличным шагом станет установка подобной заправки и в Сыктывкаре.
газета "Энергетик Республики Коми"