Москва, 30 октября. – Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак выступил с докладом на Всероссийском совещании «О ходе подготовки субъектов электроэнергетики Российской Федерации к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов».
Презентация к докладу доступна на сайте Минэнерго.
Текст выступления представлен ниже:
Уважаемые коллеги!
Слайд 2. Организация контроля за подготовкой к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов
Подготовка к очередному осеннее-зимнему периоду началась у нас сразу после завершения предыдущего. Уже в июле начали проходить совещания Федерального штаба, в каждом из федеральных округов я лично провел совещания по подготовке к зиме. Ответственность на энергетиках лежит высокая – не только потому, что подготовка к ОЗП находится на особом контроле Правительства. Нужно учитывать возможность климатических аномалий, подобных наводнению на Дальнем Востоке, еще раз напомнившему всем нам о зависимости людей от надежного и бесперебойного тепло- и энергоснабжения в осенне-зимний период. Кстати, метеорологи прогнозируют нам особо суровую зиму в нескольких регионах страны, в частности, в Поволжье, Якутии и на Дальнем Востоке.
Поэтому Минэнерго России уделяет особое внимание вопросам подготовки к зиме – как в части готовности сетевого и генерирующего оборудования, так и в части топливообеспечения. Большое значение мы придаем результатам проверок субъектов электроэнергетики. В соответствии с Положением о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, комиссиями Минэнерго с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, администраций субъектов Российской Федерации и ОАО «СО ЕЭС» должны проверить 79 организаций.
На 28 октября 2013 г. по итогам работы комиссий Минэнерго России проверено 45 субъектов электроэнергетики.
Из них выданы паспорта готовности 43 субъектам электроэнергетики в связи с выполнением основных и дополнительных условий готовности, из них 1 – с особым мнением Ростехнадзора (ОАО «Курганская генерирующая компания»).
Выданы паспорта готовности по специальному решению комиссии 2 компаниям (ОАО «Витимэнерго», ОАО «Фортум») в связи с невыполнением дополнительных условий готовности.
Не выданы паспорта готовности 2 субъектам электроэнергетики (ОАО «Сибирский химический комбинат», Западно-Сибирская ТЭЦ – филиал ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК») в связи с невыполнением основных и дополнительных условий готовности. В частности, в ОАО «Сибирский химический комбинат» в аварийном состоянии оказались здания котельных, не завершены аварийные ремонты генераторов и не проведена экспертиза промышленной безопасности здания электролизной установки. В Западно-Сибирской ТЭЦ выявлено невыполнение предписаний надзорных органов и эксплуатация оборудования сверх положенных сроков.
Отмечу, что в рамках работы комиссий по проверке готовности к работе в осенне-зимний период ожидаются проблемы по следующим компаниям: ОАО «ОГК-2», ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «Байкальский ЦБК», ОАО «Экспериментальная ТЭС». Такие выводы сделаны в связи с невыполнением предписанных мероприятий и переносом сроков ремонтов.
Учитывая опыт проверок к работе в осенне-зимний период прошлых лет, Минэнерго России ужесточило требования при проведении проверки готовности 2013-2014 годов. Планом первоочередных мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов были предусмотрены накопление запасов топлива, мониторинг ремонтных программ, проведение противоаварийных тренировок и другие мероприятия.
Справочно: Основные и дополнительные условия проверки готовности к работе в осенне-зимний период охватывают следующие основные мероприятия:
- выполнение ремонтных программ;
- исполнение инвестиционных программ;
- накопление запасов топлива и наличие заключенных договоров на поставку топлива;
- выполнение программ по расширению просек и т.д.
- наличие аварийного запаса оборудования и материалов, а также готовность аварийных бригад к проведению аварийно-восстановительных работ.
Требования были своевременно доведены до руководителей субъектов электроэнергетики. Тем не менее, во время работы комиссий были вскрыты нарушения. Основными замечаниями стали:
- отсутствие (несвоевременное получение) лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов;
- проведение технического освидетельствования оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации, без участия специалистов специализированных организаций и Ростехнадзора;
- несвоевременное проведение экспертизы промышленной безопасности;
- невыполнение мероприятий по предписаниям Ростехнадзора, которые выданы по результатам ранее проведенных проверок, срок исполнения по которым еще не подошел.
Прошу руководителей обратить на эти требования особое внимание.
Слайд 3. Регионы с высокими рисками нарушения электроснабжения 2013-2014 годов
Для снижения последствий аварийных ситуаций, связанных с прохождением ОЗП, и в соответствии с Планом первоочередных мероприятий (приказ Минэнерго России №223 от 29 апреля 2013 г.) подготовлен и издан приказ Минэнерго России об утверждении перечня регионов высоких рисков нарушения электроснабжения (РВР) и перечня мероприятий по снижению рисков (приказ Минэнерго России от 13 августа 2013 г. № 431).
На основании анализа ожидаемых режимов работы энергосистем в ОЗП 2013 - 2014 годов и в соответствии с критериями, утвержденными Правительственной комиссией по обеспечению безопасности электроснабжения, включены в перечень регионов, относящихся к территориям с высокими рисками прохождения максимумов нагрузок в ОЗП 2013-2014 годов 5 энергосистем (энергорайонов):
- Юго-Западный энергорайон Кубанской энергосистемы;
- Дагестанская энергосистема;
- Приморская энергосистема;
- Бодайбинский и Мамско-Чуйский энергорайоны Иркутской энергосистемы;
- Центральный энергорайон Якутской энергосистемы.
Реализация мероприятий в соответствии с приказом Минэнерго России от 3 сентября 2012 г. № 415 о регионах с высокими рисками позволила исключить из перечня РВР на ОЗП 2013 - 2014 годов:
- Северный, Ноябрьский и Когалымский энергорайоны Тюменской энергосистемы;
- Сочинский энергорайон Кубанской энергосистемы.
На основании результатов прохождения прошедшего ОЗП и сложившейся режимно-схемной ситуации в энергосистемах в перечень регионов высоких рисков планируется включить Центральный энергорайон Якутской энергосистемы.
Всего в проекте приказа запланировано выполнение 74 мероприятий, из них по состоянию на 17 октября 2013 г. выполнено в установленные сроки 10 мероприятий, не подошел срок исполнения 62 мероприятий, не выполнено в установленные сроки 2 мероприятия.
Слайд 4. Мониторинг выполнения программы ремонтов по итогам
9 месяцев 2013 года. Выполнение годовых планов капитальных и средних ремонтов оборудования генерирующих компаний за 9 месяцев 2013 года.
Годовыми планами ремонтов оборудования электрических станций и объектов электрических сетей в 2013 году предусмотрено проведение большого объема капитальных и средних ремонтов (на слайде).
По итогам 9 месяцев 2013 года субъектами электроэнергетики выполнены капитальные и средние ремонты в следующих объемах:
- турбины (гидротурбины) – 36 541,5 МВт (85,8% календарного плана);
- котлоагрегаты – 111 259,0 т/ч (86,2% календарного плана);
- генераторы (гидрогенераторы) – 29 800,4 МВт (86,2% календарного плана);
- ЛЭП напряжением 110 кВ и выше – 35 048,238 км (101,3 % календарного плана);
- расчистка от ДКР ЛЭП напряжением 110 кВ и выше – 41 107,681 га (93,0% календарного плана);
- трансформаторы (автотрансформаторы) напряжением 110 кВ ивыше –25 755,0МВА (83,9 % календарного плана)
Ряд компаний допустил серьезные отклонения от графика ремонтов. В частности, отставание от графика ремонтов турбин зафиксировано в ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «Фортум», ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) и в ряде других компаний.
Невыполнение календарных планов ремонтов ЛЭП допустила ОАО «Сетевая компания», Татарстан – ЛЭП 15,0 км (43,1 % плана).
Слайд 5. Выполнение программы по расчистке от древесно-кустарной растительности ЛЭП
В 2013 году запланировано проведение работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности ЛЭП 63 756,4 га. По состоянию на 1 октября 2013 года выполнено 41 107,7 га, что составило 64,5 %.
Слайд 6. Наличие и достаточность автономных резервных источников электроснабжения
Существующее количество АРИЭ составляет 33 377 шт., в том числе передвижных 13 119 шт., стационарных 20 261 шт.
Необходимое дополнительное количество АРИЭ, планируемое к закупке в 2014 – 2015 гг. составляет всего 12 276 шт.
До конца 2013 года планируется закупить АРИЭ 2 386 шт., в том числе 1 676 передвижных АРИЭ, 710 – стационарных.
Общее необходимое количество АРИЭ по России составляет 48 039 шт. На начало года оснащенность составляла 69 %.
Таким образом, закупка необходимого количества АРИЭ в основном запланирована на 2014 – 2015 годы. Для субъектов РФ это означает наличие рисков бесперебойного электро- и теплоснабжения социально-значимых объектов регионов в условиях прохождения осенне-зимнего периода.
Слайд 7. Топливообеспечение предприятий электроэнергетики
В целом по электростанциям, на которых в соответствии с ФЗ-190 утверждение нормативов запасов топлива относится к компетенции Минэнерго России, запасы на 28 октября 2013 г. к утвержденному нормативу составили:
- запасы угля – 167 % (19 832 тыс. тонн);
- запасы мазута – 130 % (2 884 тыс. тонн).
Накопление запасов топлива ведется в соответствии с заключенными договорами. Тем не менее, руководители должны держать на особом контроле вопрос обеспечения ритмичных поставок топлива.
В соответствии с ФЗ-190 Минэнерго России нормирует запасы топлива на 255 объектах электроэнергетики по всей России. На остальных объектах нормирование осуществляется администрациями субъектов Российской Федерации, поэтому риски своевременного утверждения нормативов остаются. Этот вопрос руководителям субъектов нужно держать на постоянном контроле.
Слайд 8. Основные задачи
Основные задачи на текущем этапе подготовки к ОЗП представлены на слайде.
Прежде всего, я прошу руководителей субъектов РФ принять исчерпывающие меры по ликвидации задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
До 1 ноября руководители субъектов РФ должны были обеспечить проверку готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду. Результаты проверок должны быть тщательно проанализированы
Комиссии Минэнерго должны завершить работу по проверке готовности энергокомпаний к отопительному сезону до 15 ноября. Доклад о результатах их работы будет в установленные сроки направлен в Правительство Российской Федерации.
Все указанные мероприятия направлены на обеспечение согласованных действий органов государственной власти и субъектов электроэнергетики в целях обеспечения надежного и безопасного энергоснабжения в период подготовки к прохождению ОЗП 2013-2014 годов.
Слайд 9. Инвестиционные программы государственных энергетических компаний
Плановый объем финансирования государственных энергетических компаний на 2013 год составляет 751,1 млрд рублей, что на 10,2 % выше фактического объема финансирования 2012 года.
По оперативным данным, объем финансирования инвестиционных программ государственных энергетических компаний за 9 месяцев 2013 г. составил 389,6 млрд рублей, что составляет 51,9 % от плана года.
Среди госкомпаний наиболее высокие показатели выполнения плана зафиксированы по ОАО «ДВЭУК» (82 %) и по компаниям группы ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС (56,5 %), наиболее низкие – по ОАО «СО ЕЭС» (37,3 %), ОАО «РАО ЭС Востока» (36,1 %).
Хочу отдельно остановиться на инвестиционном планировании на 2014 и последующие годы. На заседании Правительства месяц назад был рассмотрен прогноз социально-экономического развития РФ на 2014-2016 года и план мероприятий, направленных на сокращение стоимости услуг естественных монополий. Указанный прогноз предполагает отсутствие роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2014 году, и рост, равный инфляции, в 2015 и 2016 годах.
Учитывая, что долгосрочные инвестиционные программы развития электросетевых компаний формировались исходя из сценарных условий 10% роста тарифов в 2014 году, потребуется пересмотр этих программ, чем сейчас занимаются ОАО «Россети» и ОАО «ФСК». Однако при согласовании новых инвестпрограмм учитываться будут не только факторы сокращения тарифной выручки, но и фактор повышения инвестиционной эффективности. Это заложено и в Стратегии развития электросетевого комплекса и в корпоративной Стратегии ОАО «Россети». Согласно этим документам, инвестиционные затраты на единицу вводимых активов должны сократиться на 30% к 2017 году. Соответственно, экономия средств от повышения инвестиционной эффективности должна частично компенсировать снижение тарифной выручки электросетевых компаний.
Снижение тарифной выручки связано с отменой индексации КОМ и РД, а также изменением цен на газ (против чего мы возражали). С другой стороны, мы твердо намерены не допустить пересмотра ДПМ.
Теперь перейду к нормативно-правовому регулированию в отрасли.
Слайд. 10 «Основные направления деятельности Минэнерго России в 2013 году»
В течении всего 2013 года ведется активная работа по совершенствованию нормативного регулирования электроэнергетики.
Ключевыми решениями по регулированию инфраструктуры – сетевых организаций являются:
1. Решения по «последней мили»,
Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением сетевых организаций, представителей потребителей и иных общественных объединений разработано решение данной проблемы. Оно отражено в проекте федерального закона (№ 170322-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»). О нем я далее скажу подробней.
2. По повышению доступности энергетической инфраструктуры,
На текущий момент в рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» исполнено 19 мероприятий и принято 10 нормативных документов.
Теперь нормативно установлено, что срок технологического присоединения для потребителей с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт должен составлять не более 195 дней, а количество этапов не более 6.
3. В целях дальнейшего развития электросетевого комплекса Российской Федерации, координации работы по управлению этим комплексом, сдерживания роста тарифов для конечных потребителей электрической энергии разработана и утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, а также создано ОАО «Российские сети».
Стратегия разработана на период до 2030 года и охватывает основную деятельность электросетевого комплекса – передачу и распределение электрической энергии и непосредственно связанные с ней аспекты смежных видов деятельности (генерацию и сбыт электрической энергии) на территории России. В Стратегии особое внимание уделяется деятельности ОАО «Россети» как единой управляющей компании электросетевым комплексом. Она призвана обеспечить координацию действий всех сетевых организаций России в области тарифов, технической политики и планирования инвестиций, обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, а также в области антикоррупционной политики.
4. В части совершенствования регулирования оптового рынка необходимо выделить изменения в правила конкурентного отбора мощности и порядок участия вынужденной генерации в рынке мощности.
На розничном рынке ведутся работы по повышению платежной дисциплины, развитию ВИЭ и совершенствованию принципов оплаты услуг по передаче электрической энергии.
Слайд11 «Последняя миля»
Одной из наиболее актуальных и наиболее болезненных проблем в электроэнергетике является проблема перекрестного субсидирования и «последней мили».
Я уже сказал о разработанном нами законопроекте. Предполагаем, в начале ноября он вступит в силу.
Указанный законопроект отменяет механизм «последней мили» в 2014 году по всем субъектам РФ, где это представляется возможным (механизм должен был быть отменен еще в 2008 г., потом в 2011, но срок переносился). При этом компенсация выпадающих доходов ТСО будет осуществляться за счет оптимизации их деятельности и прочих мероприятий, предусмотренных Стратегией развития электросетевого комплекса. Суммарно за счет оптимизации деятельности ТСО и повышения тарифов для прочих потребителей будет компенсировано около 16 млрд рублей.
По 16 субъектам РФ, где аналогичное решение невозможно вследствие образования существенных некомпенсируемых выпадающих доходов, механизма последней мили постепенно ликвидируется в течение 3,5 лет.
График снижения тарифной нагрузки на потребителей по перекрестному субсидированию через механизм «последней мили» закреплен в законе. При этом из платежа потребителей «последней мили» по этим регионам уже с 2014 года будут исключены затраты на содержание распределительного сетевого комплекса, что вызовет снижение платежа практически по всем регионам.
В Амурской области, Еврейской АО, Забайкальском крае и Республике Бурятия проблема «последней мили» стоит особенно остро, в связи с чем в этих субъектах предполагается сохранить действие «последней мили» на более длительный срок, при этом:
в Забайкальском крае и Республике Бурятия для потребителя вводится дополнительный уровень напряжения аналогично указанным 14 регионам с установлением графика снижения ставки «перекрестки» в течение 15 лет;
в Амурской области и Еврейской АО для потребителя условия тарифного регулирования не изменяются, потребители «последней мили» до 2029 года оплачивают услуги по передаче электрической энергии так же, как и другие потребители.
Слайд 12 «Повышение доступности инфраструктуры»
Еще одной важнейшей задачей в текущем году, которая также включена в публичную декларацию целей и задач Минэнерго России на 2013 год, является повышение доступности энергетической инфраструктуры для потребителей.
Ранее я сказал о принятых нами мерах по упрощению технологического присоединения. В опубликованном 29 октября текущего года рейтинге DoingBusiness 2014, почти вдвое снизились временные издержки на подключение к электросетям. Согласно исследованию, срок подключения составил 162 дня и 5 этапов, стоимость 293,8 % от среднедушевого дохода. Аналогичные показатели исследования прошлого года – 281 день и 10 этапов, стоимость 1573,7 % дохода на душу населения.
Россия сделала за год 20 шагов и поднялась на 92 в общем рейтинге DoingBusiness. (по присоединению - 117 место - плюс 67 позиций).
В настоящее время Минэнерго России продолжает активную работу по реализации «дорожной карты» – в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления по совершенствованию порядка перераспределения мощности и отказа потребителем от части максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В Минюст России направлен на государственную регистрацию приказ Минэнерго России «О единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций».
Ведётся работа по согласованию проектов определяющих порядок переоформления документов, проведения проверки выполнения требований технических условий. Рассматриваются проекты, устанавливающие типовые формы документов (заявки на технологическое присоединение, документов о технологическом присоединении, договора энергоснабжения). Реализация указанных мероприятий запланирована до конца 2013 года.
Слайд 13 «Стратегия развития электросетевого комплекса»
3 апреля 2013 г. распоряжением Правительства Российской федерации от № 511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации – документ, определяющий на среднесрочную перспективу направления развития энергетики в сфере передачи и распределения электрической энергии, устанавливающий целевые ориентиры и направления решения ключевых задач.
В соответствии с планом реализации Стратегии по всем мероприятиям разрабатываются или уже разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Слайд 14 «Меры по улучшению платежной дисциплины»
Необходимо также отметить принятые меры по улучшению платежной дисциплины.
На диаграммах представлена динамика изменения задолженности на оптовом и розничных рынках в сравнении 2012 и 2013 годов.
По состоянию на октябрь 2013 года задолженность на оптовом рынке составила 70 млрд рублей, на розничных – 138 млрд рублей.
Основная мера по снижению задолженности на оптовом рынке – лишение статуса недобросовестных гарантирующих поставщиков, не исполняющих свои обязательства по оплате электроэнергии, в 12 регионах: Брянской, Ивановской, Курской, Пензенской, Омской, Орловской, Мурманской, Тульской, Новгородской, Тверской, Смоленской области и Республики Бурятия такие решения приняты и сейчас проводятся конкурсы по определению организаций, которые получат статус гарантирующего поставщика в этих регионах.
Несколько слов о работе, которая проведена Минэнерго совместно с заинтересованными федеральными органами в части укрепления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов на розничных рынках.
Во исполнение протокола заседания Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности разработан законопроект, которым предусмотрены следующие меры.
Во-первых, устанавливается твердый размер законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электроэнергии на уровне 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%). Ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.
Сейчас для населения размер пени за каждый день просрочки составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Для сравнения: на оптовом рынке электроэнергии и мощности сегодня действует неустойка за просрочку платежей в размере в размере 18,1% годовых.
Предлагаемый размер законной неустойки будет большим стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии (услуг по ее передаче) надлежащим образом исполнять обязательства по оплате.
Во-вторых, законопроектом вносятся уточнения в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов, увеличивается размер санкций за данную категорию правонарушений.
Еще одно немаловажное изменение в законопроекте, направленное на укрепление платежной дисциплины является внедрение системы гарантий оплаты «неотключаемых» потребителей.
Наиболее высокий уровень задолженности зафиксирован в Центральном федеральном округе. На 1 сентября 2013 г. уровень задолженности составил 39,9 млрд. рублей. Наименьший – в Дальневосточном федеральном округе (3,8 млрд. рублей). Стоит отметить, что наибольший рост задолженности с начала года зафиксирован в Приволжском ФО (5,9 млрд. рублей, достигнув значения 22,7 млрд. рублей).
Наиболее высокий уровень задолженности за тепловую энергию перед основными поставщиками зафиксирован:
- в Приволжском федеральном округе на 01.07.2013 он составил 27,8 млрд. рублей (рост на 66,5 % по сравнению с началом 2013 года).
- в Дальневосточном федеральном округе на 01.07.2013 он составил 10,3 млрд. рублей (рост на 45 % по сравнению с началом 2013 года).
- в Сибирском федеральном округе на 01.07.2013 он составил 14 млрд. рублей (рост на 23,9 % по сравнению с началом 2013 года).
Слайд 15 «Ключевые направления дальнейшей деятельности»
На ближайшее время Минэнерго России ставит себе задачу по внедрению новой модели рынка и системы ценообразования в сфере теплоснабжения. (с 1.07.14) Также необходимо завершить формирование новой модели рынка электроэнергии.
Будет продолжена работа по укреплению платежной дисциплины (передача имущества муниципалитетов в аренду будет ограничено) и повышению доступности энергетической инфраструктуры (будет введена ответственность сетевых организаций за неприсоединение, в полном объеме заработает портал техприсоединение.рф).
В соответствии с утвержденным планом будет реализовываться Стратегия развития электросетевого комплекса. (введение лицензирования, введение бенчмаркинга).
Будет осуществлена корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года исходя из актуальных потребностей (действующая Генеральная схема была разработана в 2008 году и существенно устарела).
В целях повышения эффективности инвестиционной деятельности приоритетным является создание механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей (введение общественного обсуждения инвестиционных программ).
Кроме того, необходимо закончить разработку и принять комплексный нормативный правовой акт, определяющий технологические правила работы электроэнергетических систем в Российской Федерации - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем.
Спасибо за внимание.