В рамках действующих взаимоотношений между ОАО «Сетевая компания», ОАО «Татэнергосбыт» и потребителями электроэнергии (юридические лица, индивидуальные предприниматели) существует практика направления на согласование в сетевую компанию показаний приборов учета за расчетный месяц.
В рамках автоматизации данного процесса в компании реализуется проект «Юридически значимый документооборот между абонентами, структурными подразделениями ОАО «Сетевая компания», ОАО «Татэнергосбыт» с использованием электронно-цифровой подписи (ЭП)».
вВ ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Татэнергосбыт» функционирует информационная система «Энергия» (ИС «Энергия»). Система разработана ООО «ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ», кроме того данная организация предоставляет услуги специализированного оператора связи и оказывает техническую поддержку пользователям. С помощью данной системы потребители получили возможность передавать показания приборов учета ОАО «Сетевая компания» в электронном виде и подписывать их электронно-цифровой подписью.
Ппри использовании ИС «Энергия» предусмотрен следующий порядок работы.
ОАО "Татэнергосбыт" до 19 числа каждого месяца через информационную систему "Энергия" присылает потребителю электронный макет снятия показаний расчетных приборов учета. Потребитель вносит необходимые данные, ставит электронно-цифровую подпись и отсылает все данные в ООО "ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ". Здесь документ регистрируется, проверяется подлинность подписи и макет помещается в абонентский ящик ОАО "Сетевая компания". Далее сотрудники соответствующего филиала или РЭС компании в течение суток проводят проверку и согласование переданных показаний приборов учета электроэнергии. В случае согласования показаний макет подписывается электронно-цифровой подписью ОАО "Сетевая компания" и отправляется в ОАО "Татэнергосбыт" для дальнейших расчетов с потребителем. ОАО "Татэнергосбыт" отправляет уведомление клиенту, что операция прошла успешно и показания приняты к расчету. Если показания не согласованы, ОАО "Сетевая компания" оповещает об этом потребителя и проводится повторное заполнение и отправка макета либо контрольный съем показаний с выездом на место установки прибора учета.
Таким образом, весь документооборот между потребителем, ОАО "Сетевая компания" и ОАО "Татэнергосбыт" осуществляется в электронном виде без необходимости посещения офисов компаний.
Кроме того, через ИС «Энергия» возможен обмен ОАО "Татэнергосбыт" с потребителем другими документами в электронном виде (счета, акты сверки, ведомости электропотребления, счета-фактуры), подписанными ЭП.
С учетом вступивших в силу с 1 сентября 2013 года изменений в Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в системе используется усиленная квалифицированная подпись. Это позволит применять электронно-цифровую подпись любого аккредитованного удостоверяющего центра, в случае если потребитель уже имеет сертификат ЭП.
При использовании системы потребитель получает следующие возможности:
• Снижение затрат на транспортные издержки;
• Оперативная передача информации об электропотреблении для расчетов с энергоснабжающей организацией;
• Хранение защищенных электронных архивов с переданной ранее информацией;
• Многопользовательский режим доступа к информации;
Для подключения к системе необходимо обратиться в ООО «ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ» для заключения договора, после чего потребителю будет присвоен регистрационный номер, при необходимости оформлен сертификат ЭП, установлено необходимое программное обеспечение. Подробную информацию о стоимости услуг и порядке подключения можно узнать на сайте ООО "ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ" www.isenergy.ru.
Затем, чтобы иметь возможность передавать показания приборов учета электроэнергии через интернет и обмениваться документами в электронном виде с применением ЭП, необходимо заключить дополнительное соглашение к договору энергоснабжения с ОАО "Татэнергосбыт".