Сейчас в Европейском Союзе обсуждаются итоги состоявшегося на днях Конгресса предпринимателей ЕС, Германии, России и Украины. Конгресс традиционный, проходил четыре года подряд, однако до нынешних событий никогда Украина в наименование не вводилась. По мнению председателя Комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева, принимавшего участие в конгрессе, новый формат связан со стремлением немецкого бизнеса к углублению экономического сотрудничества с Россией.
- Иван Дмитриевич, вопреки всем нынешним обстоятельствам, вы последовательно выступаете за создание тройственного консорциума Россия-Украина-Германия по модернизации ГТС. Кажется, на берлинском конгрессе вы обрели, наконец, авторитетных союзников.
- Вопрос о консорциуме давно ставится самой немецкой стороной, и тут я, конечно, выступаю полным их единомышленником. Это моя старинная позиция.
- Вопрос ставится политиками?
- Нет, настойчиво его ставит именно немецкий бизнес. В конгрессе участвовали более 400 высокопоставленных представителей бизнеса, науки, управления и политики. Но именно предприниматели активней всех выступают за разработку новых перспектив совместного сотрудничества, за углубление существующих контактов. Причем, учитывая текущие события на Украине, впервые экономическое сотрудничество ставится в качестве отдельной темы. В резюмирующем документе конгресса явно выражено опасение перед возможными идеологическими границами. И желание существующие экономические связи с Россией сохранить, в интересах устойчивого развития.
- Скажите, что заставляет сейчас европейский бизнес тревожиться – неужели опасения перед будущей зимой?
- Есть, разумеется, и такие опасения. Но дело не в одной зиме, бизнес смотрит куда глубже. И в том, что касается ГТС – тут тоже речь о давнишних намерениях, которые пора, наконец, срочно переводить на язык практики, конкретно воплощать. Потому что сейчас каждый день нас стремительно от этого отдаляет, что я не однажды повторял. Конфликт легче погасить, переводя его в плоскость совместных экономических проектов. Бизнес это хорошо понимает. В Восточном комитете немецкой экономики считают, что пришло время для нового импульса интеграции в экономической сфере. А это, кстати, старейшая организация, вокруг которой сконцентрировано 200 компаний, и которую поддерживает 5 национальных ассоциаций, в том числе Федерация немецкой промышленности. Немецкие бизнесмены на конгрессе говорили много интересного, особенно в кулуарах. Не могу сказать всего, т.к. часть информации конфиденциальна. Однако думаю, что есть надежда на серьезные заявления со стороны Германии. В том числе и по части консорциума по ГТС. Немецкий бизнес настроен таким образом, что если страна их будет выходить с какими-то предложениями, то в основе должны лежать именно экономические пункты. И главным пунктом тройственный консорциум по украинской ГТС. Потому что тогда все может лечь, наконец, на нормальные рельсы.
- А каково отношение бизнеса в целом к происходящему на Украине? Есть ли опасения, что начнутся диверсии на трассе украинской ГТС?
- Они боятся не диверсий, а того, что газотранспортная система сейчас вся в скверном состоянии. В любой момент она в любой точке может сама начать и рваться, и взрываться. В нее ведь все эти 23 года совсем не вкладывались. Если российские трубы все-таки латали и чинили, то в украинские не вкладывались вообще. Так что бизнес сейчас со своими политиками ведет серьезные переговоры. И я уверен, что Германия выскажет свою позицию по тому, как надо отладить взаимоотношения с Россией и урегулировать этот конфликт.
- Ясно, что консорциум по ГТС выгоден энергетическому сектору и промышленным секторам, которые будут включены в модернизацию. А как к нему относится банковский бизнес?
- Там есть разделение. Банки, которые имеют в основе американский капитал – начали отыгрывать назад. Но зато встречаются банки, которые имеют чисто немецкий капитал, и наоборот стремятся в проект войти. Поэтому, с точки зрения немецкого бизнеса, я повторяю, на конгрессе подтвердились самые хорошие оценки. Из общения с предпринимателями я вынес некое ощущение поворотной ситуации. Об этом можно судить и по отношению немецкого бизнеса к Австрии. Политики и СМИ отчаянно Австрию ругают, а у бизнеса самое замечательное отношение к тому, что они согласились на Южный поток, и подписали с нами выгодные деловые соглашения - по сути, поворотные для экономики своей страны. Деловые люди от выгоды не отказываются.