2. ТЕРРИТОРИЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
2.1. Территория.
2.1.1. Для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений ДЭС должны быть выполнены и содержаться в исправном состоянии:
- системы отвода поверхностных и грунтовых вод со всей территории ДЭС, от зданий и сооружений (дренажи, канавы, водоотводящие каналы и др.);
- глушители шума выхлопных трубопроводов:
- установки очитки выхлопных газов;
- сети водопровода, канализации, теплофикации, подачи топлива;
- источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения:
- автомобильные дороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, к градирням, мосты, переходные дороги, переходы и др.;
- противообвальные, берегоукрепительные сооружения;
- базисные и рабочие реперы и маяки;
- системы молниезащиты и заземления;
- озеленение территории;
- освещение;
- благоустройство территории;
- ограждение территории.
2.1.2. Скрытые под землей коммуникации водопроводе, канализации, теплофикации, а также кабели должны быть обозначены на поверхности земли указателями.
2.1.3. При наличии на территории ДЭС блуждающих токов должна быть обеспечена электрохимическая защита подземных металлических сооружений и коммуникаций в соответствии с проектом.
2.1.4. Систематически, и особенно во время дождей, должен вестись надзор за состоянием откосов, косогоров, выемок, а при необходимости должны приниматься меры к их укреплению.
2.1.5. Весной все водоотводящие сети и устройства должны быть осмотрены и подготовлены к пропуску талых вод; места прохода кабелей, труб, вентиляционных каналов через стены зданий должны быть уплотнены, а откачивающие механизмы приведены в состояние готовности к работе.
2.1.6. На электростанциях контроль за режимом грунтовых вод уровнем воды в контрольных скважинах (пьезометрах) - должен проводиться: в первый год эксплуатации - не реже 1 раза в месяц, в последующие годы - в зависимости от изменений уровня грунтовых вод, но не реже 1 раза в квартал. (В карстовых зонах контроль за режимом грунтовых вод должен быть организован по специальным программам в сроки, предусмотренные местной инструкцией). Измерения температуры воды и отбор ее проб на химический анализ из скважин должны проводиться в соответствии с местной инструкцией. Результаты наблюдений должны заноситься в специальный журнал.
2.1.7. В случае обнаружения просадочных и оползневых явлений, пучения грунтов на территории ДЭС должны быть приняты меры к устранению причин, вызвавших нарушение нормальных грунтовых условий и ликвидации их последствий.
2.1.8. Строительство зданий и сооружений на свободных площадках территории ДЭС должно осуществляться только при наличии проекта. Выполнение всех строительно-монтажных работ в пределах данных площадок допустимо только с разрешения начальника ДЭС.
Строительство зданий и сооружений под газоходами и эстакадами запрещается.
2.1.9. Следует поддерживать исправное состояние дренажной системы, так как нарушение ее работы может привести к изменению не только влажностного, но и температурного режима грунтов.
2.1.10. Отмостки у стен должны быть исправны по всему периметру зданий (сооружения), расположены ниже уровня гидроизоляции и обеспечивать сток атмосферных осадков в канавы и ливнестоки. В случае просадки грунта под отмостками немедленно принимаются меры по их ремонту.
Попадание воды, топлива, масел под фундаменты не допускается.
2.2. Производственные здания и сооружения.
2.2.1. Производственные здания и сооружения ДЭС должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем длительное надежное использование их по назначению, соблюдение требований санитарно-технических норм и безопасности труда персонала.
2.2.2. На ДЭС должно быть организовано систематическое наблюдение за зданиями и сооружениями в процессе их эксплуатации:
текущие осмотры конструкций - не реже 1 раза в 10 дней; периодические - 2 раза в год (весной и осенью).
Наряду с систематическим наблюдением 2 раза в год (весной и осенью) должен проводиться общий технический осмотр зданий и сооружений для выявления дефектов и повреждений, а после аварий - внеочередной осмотр.
2.2.3. При весеннем осмотре должны быть уточнены объемы работ по ремонту зданий, сооружений и санитарно-технических систем, предусматриваемому на летний период и выявлены объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года.
При осеннем техническом осмотре должна быть проверена подготовка зданий и сооружений к зиме.
2.2.4. На электростанциях должны быть организованы наблюдения за осадками фундаментов зданий, сооружений и оборудования: в первый год эксплуатации - 3 раза, во второй - 2 раза, в дальнейшем до стабилизации осадок фундаментов - 1 раз в год, после стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - 1 раз в 10 лет.
2.2.5. Во всех случаях, когда здание или сооружение построены с сохранением мерзлого состояния грунтов основания, необходимо предохранять их от оттаивания.
2.2.6. При наблюдении за сохранностью зданий, сооружений и фундаментов оборудования должно контролироваться состояние подвижных опор, температурных швов, сварных, клепаных и болтовых соединений, стыков и закладных деталей сборных железобетонных конструкций, арматуры и бетона железобетонных конструкций (при появлении коррозии или деформации), подкрановых конструкций и участков, подверженных динамическим и термическим нагрузкам и воздействиям.
2.2.7. При обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями должно быть установлено наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений. Сведения об обнаружении дефектов должны заноситься в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения дефектов.
2.2.8. Пробивка отверстий и проемов, установка, подвеска и крепление к строительным конструкциям технологического оборудования, транспортных средств, трубопроводов и других устройств, вырезка связей каркаса без согласования с проектной организацией и лицами, ответственными за эксплуатацию здания (сооружения), а также хранение резервного оборудования и других изделий и материалов в неустановленных местах, запрещается.
Дополнительные нагрузки, устройство проемов, отверстий могут быть допущены только после проверочного расчета строительных конструкций и, если окажется необходимым, их усиления.
Для каждого участка перекрытий на основе проектных данных должны быть определены предельные нагрузки и указаны на табличках, устанавливаемых на видных местах.
2.2.9. Кровли зданий и сооружений весной и осенью должны очищаться, система сбора ливневых вод должна очищаться, ее работоспособность должна проверяться.
2.2.10. Металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии, должен быть установлен контроль за эффективностью антикоррозийной защиты.
2.2.11. Окраска помещений и оборудования ДЭС должна удовлетворять требованиям промышленной эстетики и санитарии.
2.2.12. Строительные конструкции, фундаменты оборудования и строительных сооружений должны быть защищены от попадания минеральных масел, пара и воды.
2.2.13. Техническое состояние систем отопления и вентиляции и режимы их работы должны обеспечивать нормируемые параметры воздушной среды, надежность работы энергетического оборудования и долговечность ограждающих конструкций.
2.2.14. Площадки, конструкции и транспортные переходы зданий и сооружений должны постоянно содержаться в чистоте.
3. ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЭС.
3.1. Топливное хозяйство.
3.1.1. Оборудование топливного хозяйства электростанции должно обеспечивать приемку, слив, хранение, подготовку и бесперебойную подачу топлива к дизельным агрегатам.
Качество поставляемого электростанции топлива должно соответствовать требованиям ГОСТ и техническим условиям на поставку топлива.
В договорах на поставку должны быть указаны:
- физико-химические свойства топлив, допускаемых к использованию для данного типа дизелей;
- график поставки топлива в зависимости от емкости топливохранилища ДЭС и интенсивности расхода топлива.
Основные физико-химические показатели дизельного топлива ГОСТ-305-82
Показатель |
Л |
З |
А |
Плотность при 20°С кг/м3, не более |
860 |
840 |
830 |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
45 |
Вязкость при 20°С мм2/с, (сСт) |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже °С |
40 |
35 |
30 |
Общее содержание серы, % не более |
0.5 |
0,5 |
0,2 |
Плотность, мг КОН/100 см3 не более |
5 |
5 |
5 |
Содержание механических примесей, % не более |
отсутствие |
||
Содержание воды, % не более |
тоже |
||
Зольность, % не более |
0,01 |
0.01 |
0.01 |
Для оценки степени соответствия характеристик топлива установленным ГОСТом пределам, достаточно определять температуру вспышки, содержание воды и механических примесей.
Остальные физико-химические показатели определяют для выяснения причин отклонений в работе дизелей (нарушение протекания рабочего режима, интенсивного износа его деталей и т.д.).
3.1.2. Топливо подлежит обязательному строгому учету в соответствии с действующими “Правилами учета топлива на электростанциях”.
Для ведения учета топлива электростанции должны быть оснащены необходимым оборудованием, устройствами и приборами по контролю его качества и количества.
Ответственность за организацию и постановку учета топлива на электростанции несет ее начальник и бухгалтер.
На каждой электростанции специальным приказом начальника станции должно быть утверждено, в зависимости от суточного расхода топлива и штатного расписания, лицо ответственное за приемку, хранение и учет.
Все топливо, поступающее на электростанции, подлежит 100%-му контролю:
- масса топлива, поступающая по железной дороге или автотранспортом в цистернах, определяется методом взвешивания или ее обмера (объемно-массовый метод), а при поступлении водным транспортом и по трубопроводам - путем обмера в резервуарах или судах;
- приемка топлива по качеству заключается в контроле соответствия сорта, марки и характеристики поступающего топлива данным указанным в удостоверениях о качестве и паспортах, техническим условиям поставки, предусмотренным в договорах (температуры вспышки, содержание серы, зольность, вязкость);
- при приемке топлива объемно-массовым методом измеряют объем и плотность топлива и определяют его массу как произведение этих двух значений;
- объем топлива определяется при поступлении в железнодорожных цистернах - по таблицам калибровки железнодорожных цистерн;
- в автоцистернах - по их паспортной вместимости с проверкой уровня налива (автоцистерны должны быть проверены территориальными органами Госстандарта);
- по трубопроводам или водным транспортом - по калибровочным таблицам резервуаров нефтебазы или калибровочным таблицам наливного судна.
Контроль качества поступившего топлива производится путем отбора проб по ГОСТ-2517-85 и их химического анализа.
3.1.3. Для хранения топлива электростанции должны иметь топливные склады (топливохранилища). На топливных складах применяются стальные цилиндрические резервуары. По способу размещения резервуары могут быть подземными (заглубленными или полузаглубленными) и наземными, а по своей конструкции - вертикальными или горизонтальными.
Устройство топливохранилища, общая его емкость, размещение на территории определяются проектом ДЭС.
Обвалование резервуаров должно поддерживаться в полной исправности.
3.1.4. Резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию и дефектоскопии для определения их действительного технического состояния.
Сроки проведения обследования при хранении дизтоплива:
- полное с выводом из эксплуатации - 4 года;
- частичное без вывода из эксплуатации - 2 года.
Срок эксплуатации резервуара - 25 лет.
3.1.5. Резервуары для хранения топлива согласно ГОСТ-1510-84 должны подвергаться периодической зачистке один раз в два года, а расходные - не реже одного раза в год.
Резервуары подлежат первичной и периодическим поверкам. Межповерочный интервал - не более 10 лет.
Поверка заключается в определении их вместимости, соответствующей данной высоте наполнения.
Каждый резервуар, независимо от марки хранящегося в нем топлива должен быть оборудован согласно “Правил технической эксплуатации резервуаров”.
Для подачи топлива из резервуаров склада в расходные баки ДЭС или в отделение топливоподготовки должно быть установлено не менее двух насосов, каждый из которых обеспечивает при работе в течение 8 часов максимальную суточную потребность электростанции в топливе. На всасывающих линиях насосов должны быть установлены фильтрующие сетки.
Все вентили, задвижки и элементы оборудования топливного хозяйства должны быть занумерованы, а номера их указаны в схеме. К схеме топливного хозяйства электростанции должно быть приложено описание порядка действия при переключениях.
3.1.6. Учет расхода топлива.
На все резервуары топливного склада должны быть составлены калибровочные таблицы.
Во избежание ошибок на замерном люке каждого резервуара должно быть отмечено краской или насечкой постоянное место замера.
Для наблюдения за деформацией резервуара должен быть определен его “трафарет”, т.е. высота резервуара от днища до места постоянного замера на замерном люке. Трафарет наносится масляной краской на внутренней стороне крышки замерного люка и проверяется не реже одного раза в год.
Кроме оперативных замеров, связанных с приемкой топлива от поставщика, по истечении каждого месяца производятся контрольные замеры для определения остатка топлива в резервуарах. Одновременно с контрольными замерами отбираются пробы топлива (из каждого резервуара) для анализа на содержание воды и определения плотности.
Перед началом контрольных замеров необходимо заполнить до верхних уровней все расходные баки и отстойники. Время замера при этом должно быть выбрано так, чтобы после замера следующая приемка от поставщика и выдача топлива со склада электростанции были не ранее 1-го числа следующего месяца.
Результаты контрольных замеров топлива оформляются актом.
Замерные люки должны плотно закрываться и запираться на замки.
Для оперативного учета количества топлива, выдаваемого со склада в машинный зал, применяется объемновесовой способ или устанавливается жидкостный счетчик (расходомер). После счетчика топливопровод должен иметь гильзу для замера температуры и кран для отбора пробы топлива.
Учет расхода топлива отдельными агрегатами может осуществляться установкой перед каждым двигателем расходомера (счетчика). В этом случае должен быть обводной трубопровод (байпас) с соответствующим набором кранов для переключения.
Все топливо должно учитываться по маркам.
Оперативный учет расхода топлива на производство за смену или сутки оформляется ведомостью.
Начальник смены или лицо, его заменяющее, кроме оформления получения топлива со склада должен принять и сдать одновременно с приемом и сдачей смены топливо в расходных баках, а также отметить в журнале расход топлива каждым агрегатом за смену.
Окончательным документом о движении топлива за месяц является акт, утвержденный начальником электростанции. Сведения о движении топлива за смену, сутки, пятидневку или другой период являются оперативными.
3.2. Масляное хозяйство.
3.2.1. Масляное хозяйство электростанции должно обеспечивать:
- получение от поставщика, доставку и слив свежего и отработанного смазочного и изоляционного масла;
- хранение свежего и отработанного смазочного и изоляционного масла;
- выдачу свежего смазочного и изоляционного масла в цехи электростанции.
Для выполнения указанных выше функций на электростанции должно быть организовано масляное хозяйство, оборудованное резервуарами и баками для хранения свежего и отработанного масла, насосами, автоцистернами или баками для транспортировки.
Бочки с маслом могут храниться на топливном склада под навесом или в закрытом легкодоступном помещении.
3.2.2. Запас смазочного масла на электростанции должен быть, не менее максимального месячного расхода, при получении масла железнодорожным транспортом - не менее емкости железнодорожной цистерны.
На электростанции, получающей масло водным путем - межнавигационный запас.
3.2.9. Классификация моторных масел.
В обозначении моторных масел включены: класс вязкости, группа эксплуатационных качеств и сезонность применения.
Согласно классификации моторные масла, по области применения, разделяются на 6 групп.
В соответствии с ГОСТ-17469-85 масла разных марок в пределах одной группы могут быть совместимы без ухудшения эксплуатационных качеств. Пример: масла М10В, и М14В, - совместимы для применения в ДЭС.
Основные показатели качества масел группы В2,
Показатель |
М10В2С ГОСТ 12337-84 |
М14В2 ГОСТ 12337-84 |
М10В2 ГОСТ 8581-78 |
М12В2С ТУ-380012 48-76 |
Вязкость, мм2/с(Ст) |
11,0-12,0 |
13,6-14,5 |
11 ±0,5 |
11 ±1,0 |
Индекс вязкости |
83 |
85 |
85 |
65 |
Щелочное число |
3,5 |
4.8 |
3.5 |
5,3 |
Зольность сульф., % |
1.0 |
1,2 |
1.3 |
1.0-1,3 |
Механические примеси, % не более |
0,01 |
0.02 |
0.015 |
0,02 |
Содержание воды, % не более |
следы |
|
следы |
|
Температура вспышки, °С в открытом тигле, не менее |
210 |
210 |
210 |
210 |
Температура застывания, °С не выше |
-15 |
-15 |
-15 |
-15 |
Плотность, кг/м3 |
905 |
905 |
905 |
905 |
3.3. Энергетические масла.
3.3.1. При эксплуатации энергетических масел должны быть обеспечены:
- надежная работа масляных систем агрегатов и электрического маслонаполненного оборудования;
- сохранение эксплуатационных свойств масел;
- сбор отработанного масла для отправки на регенерацию и последующее повторное его использование.
3.3.2. Контроль качества изоляционного масла должен быть организован в соответствии с “Нормами испытания электрооборудования”.
Электрооборудование после капитального ремонта должно быть залито изоляционным маслом, удовлетворяющим нормам на свежее сухое масло.
Марка свежего трансформаторного масла должна выбираться в зависимости от типа и класса напряжения оборудования.
При необходимости допускается смешивание свежих масел, имеющих одинаковые или близкие области применения. Смесь масел, предназначенных для оборудования различных классов напряжения, должны заливаться только в оборудование низшего класса напряжения.
Сорбенты в термосифонных и адсорбционных фильтрах трансформаторов мощностью свыше 630 кВА должны заменяться при кислотном числе масла более 0,1 мг КОН на 1 г.
Содержание влаги в сорбенте перед загрузкой в фильтры должно быть не более 0,5%.
На поступающее свежее трансформаторное масло должен быть паспорт.
3.3.3. Трансформаторное масло должно подвергаться следующим лабораторным испытаниям:
- слитое в баки масляного хозяйства - сокращенному анализу;
- находящееся в резерве - сокращенному анализу (не реже 1 раза в 3 года) и проверке на пробивное напряжение (1 раз в год).
В объем сокращенного анализа трансформаторного масла входит:
- определение пробивного напряжения,
- температуры вспышки,
- кислотного числа,
- реакции водной вытяжки (или количественное определение водорастворимых кислот и щелочей);
- визуальное определение механических примесей и нерастворенной воды.
3.3.4. Баки для сухого масла должны быть оборудованы воздухоосушительными фильтрами.
3.3.5. На электростанциях должен постоянно храниться запас трансформаторного масла в количестве не менее 10% объема масла, залитого в трансформатор наибольшей емкости.
3.3.6. На поступающие на ДЭС свежие турбинные нефтяные и огнестойкие масла должны быть паспорта.
Слитое из цистерн масло должно быть приведено в состояние, пригодное для заливки в оборудование.
В процессе хранения и эксплуатации турбинное масло должно периодически подвергаться визуальному контролю и сокращенному анализу. В него входит определение кислотного числа, наличия механических примесей, шлама и воды.
Визуальный контроль масла заключается в проверке его по внешнему виду на содержание воды, шлама и механических примесей для решения о необходимости его очистки.
Периодичность проведения сокращенного анализа турбинного масла:
- масла Тп-22 (ГОСТ-9972-74) и Тп-22С (ТУ-38101821-83) - не позднее чем через 1 мес. после заливки в масляные системы и далее в процессе эксплуатации не реже 1 раза в 3 мес. при кислотном числе до 0,1 мг КОН на 1 г включительно и не реже 1 раза в 2 мес. при кислотном числе более 0,1 мг КОН на 1 г;
- при обнаружении в масле шлама или механических примесей во время визуального контроля должен быть проведен внеочередной сокращенный анализ;
- находящееся в резерве нефтяное турбинное масло должно подвергаться сокращенному анализу не реже 1 раза в 3 года и перед заливкой в оборудование;
- визуальный контроль масла, применяемого в автоматизированных электростанциях - при каждом очередном осмотре оборудования, но не реже 1 раза в месяц.
3.3.7. На электростанциях должен храниться постоянный запас нефтяного турбинного масла в количестве, равном (или более) вместимости масляной системы самого крупного агрегата и запас на доливки не менее 45-дневной потребности.
3.3.8. Получаемые индустриальные масла и пластичные смазки должны быть визуально проверены на содержание механических примесей и воды. Индустриальное масло, кроме того, должно быть испытано на вязкость для контроля соответствия этого показателя ГОСТ(у) или ТУ.
3.3.9. Для вспомогательного оборудования и механизмов на ДЭС должны быть установлены нормы расхода, периодичность контроля качества и смены смазочных материалов.
В системах смазки вспомогательного оборудования с принудительной циркуляцией масло должно подвергаться визуальному контролю на содержание механических примесей, шлама и воды не реже 1 раза в месяц.
При обнаружении загрязнения масло должно быть очищено или заменено.
На каждой ДЭС должен храниться постоянный запас смазочных материалов для вспомогательного оборудования не менее 45-дневной потребности.
3.3.10. Контроль качества свежих и эксплуатационных энергетических масел и выдачу рекомендаций по применению масел, в том числе составление графиков их контроля, а также техническое руководство технологией обработки, должна осуществлять химическая лаборатория или соответствующее подразделение.
3.3.11. На масла, залитые в оборудование, должен быть журнал, в который вносятся:
- номер ГОСТа или ТУ,
- результаты испытания масла,
- тип и станционный номер оборудования.
3.3.12. Необходимость и периодичность дополнительных анализов эксплуатационного масла определяются инструкциями по его эксплуатации в конкретном оборудовании.
3.3.13. Подача трансформаторного и турбинного масла к оборудованию и слив из него должен проводиться по раздельным маслопроводам, а при отсутствии маслопроводов - с применением цистерн или металлических бочек.
Для трансформаторных масел могут быть использованы разборные маслопроводы, предварительно очищенные прокачкой горячего масла.
Стационарные маслопроводы в нерабочем состоянии должны быть целиком заполнены маслом.