3.4. Водоснабжение.
3.4.1. Система водоснабжения, включая водоотстойники, механические фильтры, должна находиться в ведении тепломеханического цеха электростанции.
3.4.2. Не реже одного раза в год должен производиться осмотр водных баков и резервуаров различного назначения с проверкой плотности как самих емкостей, так и всей их арматуры. Чистка емкостей должна производиться не реже одного раза в два года.
3.4.3. Сроки чистки водоводяных холодильников должны устанавливаться руководством ДЭС в соответствии с качеством охлаждающей воды и временем года. Летом чистки следует производить чаще, чтобы при наиболее высоких температурах вторичной охлаждающей воды можно было легче регулировать температуру воды 1 -го контура.
3.4.4. За состоянием водоочистных сеток водозаборных сооружений должен быть установлен систематический надзор, детальный осмотр состояния строительных конструкций водозаборных сооружений должен производиться ежегодно в летнее время.
3.4.5. Наружные трубопроводы и водоохлаждающие устройства должны быть заблаговременно подготовлены к работе в зимних условиях. При отключениях в зимнее время каких-либо частей системы водоснабжения, расположенных вне помещения или в неотапливаемых помещениях, они должны быть немедленно опорожнены.
3.4.6. Основные элементы градирен и брызгальных бассейнов (ороситель, вентиляторное оборудование, водораспределительные и разбрызгивающие устройства) должны периодически осматриваться для определения их состояния и необходимости ремонта. Результаты осмотра, чистки и ремонта должны фиксироваться в журнале ремонта вспомогательного оборудования.
3.4.7. Опорожнение водосборного колодца градирен и брызгальных бассейнов в зимнее время не допускается. Зимой в водосборных колодцах отключенных градирен или секций брызгального бассейна должна быть обеспечена циркуляция теплой воды.
3.4.8. При временном выводе градирен из эксплуатации в зимний период входные воздушные окна и жалюзи должны быть закрыты навесными щитами. Отключенные градирни должны находиться под надзором персонала ДЭС.
3.4.9. Толщина слоя воды в желобах градирен должна быть в пределах величин, определенных техническим проектом на их сооружение.
3.4.10. Разбрызгивающие сопла брызгального бассейна должны быть чистыми, а снимаемые для очистки сопла - заменяться запасными.
3.4.11. Распределительные трубопроводы брызгальных бассейнов должны промываться не реже двух раз в год, для чего используются дренажные устройства, поставленные на концах трубопроводов.
3.4.12. Очистные сетки водоприемников водосборных колодцев градирен или брызгальных бассейнов, так же как и водоприемников источников водоснабжения, должны быть чистыми и поддерживаться в исправном состоянии. Очистка сеток и замена их резервными должна производиться систематически в зависимости от перепада уровней воды до и после сеток.
3.4.13. Очистка всех элементов авапоратора (испарителя) с переборкой устройства для автоматической регулировки подвода свежего воздуха должна производиться не реже двух раз в год.
3.4.14. Режим эксплуатации водоподготовительных установок и воднохимический режим должны обеспечить работу электростанций без повреждений и снижения экономичности, вызванных коррозией внутренних поверхностей водоподготовительного, теплоэнергетического и сетевого оборудования, а также образованием накипи и отложений на теплопередающих поверхностях, отложений шлама, в оборудовании и трубопроводах электростанций.
Для предупреждения образования на поверхностях охлаждения накипи и коррозионных разрушений охлаждающую воду подвергают различным видам обработки.
Охлаждающая вода должна соответствовать требованиям, установленным в технических условиях на двигатель.
Вода, поступающая на охлаждение двигателей различного назначения, должна удовлетворять усредненным требованиям.
|
Типы двигателей |
|||
Показатели качества воды |
тихоходные |
быстроходные |
||
|
Циркуляционная |
I контур или радиаторная |
Циркуляционная |
I контур или радиаторная |
Жесткость /карбонатн./, мг-экв./л |
1.5 |
0.5 |
1.4 |
0,5 |
Содержание механических примесей, мг/кг |
25 |
отсутств. |
25 |
отсутств. |
Содержание органических веществ, мг/кг |
25 |
-“- |
25 |
-“- |
Содержание масла, мг/кг |
5 |
-“- |
5 |
-“- |
Требования к воде второго контура двухконтурной системы охлаждения предъявляются, как к зоне циркуляционной по одноконтурной схеме.
Вода для заливки в радиатор или в первый контур двухконтурной системы двигателей должна быть чистой, без механических примесей, пресной, прокипяченной и отстоявшейся или же умягченной.
3.5. Трубопроводы и арматура.
3.5.1. Ответственность за техническое состояние трубопроводов и арматуры специальным распоряжением руководства ДЭС должна быть возложена на руководителя соответствующего подразделения.
3.5.2. После капитального и среднего ремонтов, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры, наладкой опор и заменой тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу должны быть произведены гидроиспытания трубопроводов и проверено:
- возможность свободного перемещения трубопроводов при их прогреве;
- состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств;
- легкость хода подвижных частей арматуры;
- соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры (открыто - закрыто) на щитах управления ее фактическому положению;
- исправность тепловой изоляции.
3.5.3. При эксплуатации трубопроводов и арматуры в соответствии с действующими инструкциями должны контролироваться:
- размеры тепловых перемещений трубопроводов и их соответствие расчетным значениям по показаниям индикаторов;
- наличие защемлении и повышенной вибрации трубопроводов;
- плотность предохранительных устройств, арматуры и фланцевых соединений;
- температурный режим работы металла при пусках и остановках;
- герметичность сальниковых уплотнений арматуры;
- наличие смазки подшипников, узлов приводных механизмов, винтовых пар шпиндель - резьбовая втулка, в редукторах электроприводов арматуры.
3.5.4. Система дренажей должна обеспечивать полное удаление среды при прогреве, остывании и опорожнении трубопроводов, для чего последние должны иметь уклон горизонтальных участков не менее 0,004 (по ходу движения среды), сохраняющийся до температуры, соответствующей насыщению при рабочем давлении среды.
3.5.5. Ремонт трубопроводов, арматуры и элементов дистанционного управления арматурой, установка и снятие заглушек, отделяющих ремонтируемый участок трубопровода, должны выполняться только по наряду-допуску.
3.5.6. Арматура, ремонтировавшаяся в условиях мастерской, должна быть испытана на герметичность затвора, сальниковых, сильфонных и фланцевых уплотнений давлением, равным 1,25 рабочего.
Арматура, ремонтировавшаяся без вырезки из трубопровода, должна быть испытана на плотность рабочим давлением среды при пуске оборудования.
3.5.7. Изоляция трубопроводов, не имеющих защитного покрытия, должна быть окрашена. При наличии защитного покрытия, на его поверхность должны быть нанесены маркировочные кольца.
Окраска трубопроводов и надписи на них должны производиться в соответствии с приведенной таблицей /см. стр. 48/.
3.5.8. При обнаружении свищей, трещин в питательных трубопроводах, а также в их арматуре аварийный участок должен быть выведен в ремонт.
3.5.9. Арматура должна использоваться строго в соответствии с ее функциональным назначением.
Использование запорной арматуры в качестве регулирующей запрещается.
3.5.10. Ремонт запорной арматуры трубопроводов должен производиться не реже одного раза в год, в период ремонта основного оборудования.
3.5.11. Промывка и очистка трубопроводов и каналов должна производиться в пределах двигателя не реже одного раза в год (в период ремонта), остального трубопровода не реже одного раза в два года.
3.5.12. Все трубопроводы должны находиться под постоянным наблюдением. Герметичность всех трубопроводов по отдельным участкам системы должна испытываться не реже одного раза в год.
Наименование среды |
Условное |
Цвет окраски |
|
|
обозначение |
основной |
кольца или полосы |
Топливо |
Т. |
коричневый |
красный |
Пусковой воздух |
- |
синий |
без колец |
Пар насыщенный |
П.К. |
красный |
желтый |
Масло |
М. |
коричневый |
без колец |
Вода химическая очищенная |
В.Х. |
зеленый |
белый |
Дренаж и продувка |
В.Д. |
зеленый |
красный |
Вода питательная |
В.П. |
-”- |
без колец |
Вода техническая |
В.Т. |
черный |
-”- |
Водопровод пожарный |
В. Пож. |
оранжевый |
-”- |
Тепловые сети: |
|
|
|
а) подающая линия |
П.С. |
зеленый |
желтый |
б) обратная линия |
О.С. |
-”- |
коричневый |
3.6. Дизельный двигатель.
3.6.1. Подготовка дизеля к работе и пуску.
3.6.1.1. Подготовка дизеля к работе должна обеспечить приведение дизеля, обслуживающих механизмов, устройств, систем и трубопроводов в состояние, гарантирующее их надежный пуск и последующую работу.
3.6.1.2. Подготовка дизеля к работе после разборки или ремонта должна производиться под непосредственным наблюдением сменного мастера. При этом необходимо убедиться в том, что:
- все разбиравшиеся соединения собраны и надежно закреплены;
- выполнены необходимые регулировочные работы; особое внимание должно быть обращено на установку нулевой подачи топливных насосов высокого давления;
- все штатные контрольно-измерительные приборы установлены на место, соединены с контролируемой средой и не имеют повреждений;
- системы дизеля заполнены рабочими средами (водой, маслом, топливом) соответствующего качества;
- топливные, масляные, водяные и воздушные фильтры очищены и исправны;
- при прокачке маслом при открытых картерных щитах смазка поступает к подшипникам и другим точкам смазки;
- защитные крышки, щиты и кожухи установлены на место и надежно закреплены;
- трубопроводы топливной, масляной, водяной и воздушной систем, а также рабочие полости дизеля, теплообменных аппаратов и вспомогательных механизмов не имеют пропусков рабочих сред;
- особое внимание должно быть обращено на возможность протечки охлаждающей воды через уплотнения цилиндровых втулок, а также на возможность попадания топлива, масла и воды в рабочие цилиндры или в продувочный (всасывающий) ресивер дизеля;
- выполнена проверка форсунок дизеля на плотность и качество распыла топлива.
3.6.2. Подготовка масляной системы.
3.6.2.1. Необходимо проверить уровень масла в сточных цистернах или в картерах дизеля, в маслосборниках турбокомпрессоров наддува, масляных сервомоторах, регуляторе частоты вращения. При необходимости пополнить их маслом. Пополнить масленки ручной и фитильной смазки, колпачковые масленки.
3.6.2.2. Следует убедиться в исправности устройств автоматического пополнения и поддержания уровня масла в цистернах.
3.6.2.3. Следует подготовить к работе масляные фильтры и маслоохладители, установить клапаны на трубопроводах в рабочее положение. Пуск дизеля и его работа с неисправными масляными фильтрами запрещаются. Дистанционно управляемые клапаны должны быть опробованы в действии.
3.6.2.4. При температуре масла ниже рекомендованной инструкцией по эксплуатации его необходимо подогреть. При отсутствии специальных нагревательных устройств масло подогревают путем прокачки его через систему во время прогрева дизеля. Температура масла при прогреве не должна превышать 45°С.
3.6.2.5. Следует подготовить к работе и пустить автономные масляные насосы дизеля, турбокомпрессоров или прокачать дизель ручным насосом. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления основными и резервными масляными насосами, выпустить из системы воздух. Довести давление в системах смазки до рабочего при одновременном проворачивании дизеля валоповоротным устройством.
Убедиться в наличии показаний всех контрольно-измерительных приборов системы, а также в наличии потока в смотровых стеклах. Прокачирание маслом производить в течение всего времени подготовки дизеля (при ручной прокачке - перед проворачиванием и непосредственно перед пуском).
3.6.2.6. Необходимо убедиться в исчезновении аварийных световых сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.
3.6.3. Подготовка системы водяного охлаждения.
3.6.3.1. Необходимо подготовить к работе охладители воды, установить клапаны и краны на трубопроводах в рабочее положение, опробовать в действии дистанционно управляемые клапаны.
3.6.3.2. Должен быть проверен уровень воды в расширительном баке внутреннего контура воды и в цистернах автономных систем охлаждения форсунок. При необходимости пополнить системы водой.
3.6,3.3. Следует подготовить к работе и пустить автономные или .резервные насосы воды охлаждения цилиндров, форсунок. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления основными и резервными насосами. Довести давление воды до рабочего, выпустить из системы воздух. Прокачку дизеля водой производить в течение всего времени подготовки дизеля.
3.6.3.4. Необходимо прогреть охлаждающую воду имеющимися средствами до температуры около 45°С на входе. Темп прогревания должен быть по возможности медленным. Для малооборотных дизелей скорость прогрева не должна превышать 10°С в час, если в инструкции по эксплуатации нет других указаний.
3.6.3.5. Для проверки системы технической воды необходимо пустить циркуляционные насосы, проверить систему, включая работу регуляторов температуры воды и масла. Остановить насосы и вновь запустить их - непосредственно перед пуском дизеля. Избегать длительной прокачки водой масло - и водоохладителей.
3.6.3.6. Следует убедиться в исчезновении световых аварийных сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.
3.6.4. Подготовка топливной системы.
3.6.4.1. Следует спустить отстой воды из расходных топливных цистерн, проверить уровень топлива и при необходимости пополнить цистерны.
3.6.4.2. Должны быть подготовлены к работе топливные фильтры, регулятор вязкости, подогреватели топлива.
3.6.4.3. Необходимо установить в рабочее положение клапаны на топливном трубопроводе, опробовать в действии дистанционно управляемые клапаны. Подготовить к работе и пустить автономные насосы топливоподкачивающий и охлаждения форсунок. После подъема давления до рабочего убедиться в отсутствии воздуха в системе. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления основными и резервными насосами.
Если во время стоянки проводились работы, связанные с разборкой и опорожнением топливной системы, заменой или разборкой топливных насосов высокого давления, форсунок или форсуночных труб, необходимо удалить воздух из системы высокого давления путем прокачки насосов при открытых деаэрационных клапанах форсунок либо отсоединением форсуночных трубок с последующим их соединением.
3.6.4.4. Если дизель конструктивно приспособлен для работы на высоковязком топливе и был остановлен на длительное время, необходимо обеспечить постепенный прогрев топливной системы (цистерн, трубопроводов, топливных насосов высокого давления, форсунок) путем включения обогревающих устройств и непрерывной циркуляции подогреваемого топлива. Перед пробными пусками дизеля температура топлива должна быть доведена до значения, обеспечивающего необходимую для качественного распыливания вязкость (9-15 сСт). Темп подогрева топлива не должен превышать 2°С в минуту, а время циркуляции топлива в системе должно быть не менее 1 ч, если в инструкции по эксплуатации не содержатся другие указания.
3.6.4.5. При пуске дизеля на маловязком топливе следует заблаговременно подготовиться к переводу его на высоковязкое топливо, включив обогрев расходных и отстойных цистерн. Максимальная температура топлива в цистернах должна быть не менее чем на 10°С ниже температуры вспышки паров топлива в закрытом тигле.
З.6.4.6. При пополнении расходных цистерн топливо перед сепаратором должно подогреваться до температуры не выше 90°С. Подогрев топлива до более высокой температуры допускается только при наличии специального регулятора для. точного поддержания температуры.
3.6.5. Подготовка, системы пуска, продувки, наддува, выпуска
3.6.5.1. Необходимо проверить давление воздуха в пусковых баллонах, продуть из баллонов конденсат, масло. Подготовить к работе и пустить компрессор, убедиться в его нормальной работе. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления компрессорами. Пополнить баллоны воздухом до номинального давления.
3.6.5.2. Запорные клапаны на пути от баллонов к стопорному клапану дизеля следует открывать плавно. Необходимо продуть пусковой трубопровод при закрытом стопорном клапане дизеля.
3.6.5.3. Необходимо спустить воду, масло, топливо из ресивера продувочного воздуха, впускного и выпускного коллекторов, воздушных полостей воздухоохладителей, газовых и воздушных полостей турбокомпрессоров наддува.
3.6.5.4. Категорически запрещается для пуска дизеля применять кислород или любой горючий газ.
3.6.6. Пуск двигателя
3.6.6.1. Операции по пуску дизеля должны выполняться в последовательности, предусмотренной инструкцией по эксплуатации.
3.6.6.2. После запуска следует избегать длительной работы дизеля на холостом ходу и самой малой нагрузке, так как это приводит к повышенным отложениям загрязнений в цилиндрах и проточных частях дизеля.
3.6.6.3. После пуска дизеля необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов, обратив особое внимание на давление смазочного масла, охлаждающих сред, топлива. Убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации.
3.6.6.4. При наличии системы автоматизированного запуска дизель -генераторов необходимо периодически контролировать состояние дизеля, находящегося в “горячем резерве”. При непредвиденном автоматическом запуске дизеля следует установить причину запуска и проверить значения контролируемых параметров имеющимися средствами.
3.6.7. Обслуживание дизеля во время работы.
3.6.7.1. Во время работы необходимо производить обход дизеля и проверять состояние всех доступных для осмотра узлов и деталей, а также проверять на ощупь температуру закрытых движущихся деталей.
Периодичность обходов устанавливается в соответствии с требованиями инструкций завода.
3.6.7.2. При повышении температуры подшипников или других трущихся узлов сверх нормы следует установить усиленное наблюдение за изменением их температуры, уменьшить нагрузку на цилиндр, подшипники которого имеют повышенную температуру, либо снизить общую нагрузку дизеля, одновременно увеличивая подачу масла имеющимися средствами.
Если температура трущихся узлов продолжает повышаться, остановить дизель для устранения причины нагрева. После остановки дизель проворачивать валоповоротным устройством, продолжая прокачивать его маслом до охлаждения узла.
3.6.7.3. Необходимо прислушиваться ко всем шумам, стукам и следить за вибрацией дизеля, турбокомпрессора. При появлении ненормальных шумов, стуков или повышенной вибрации принять меры к их устранению. При необходимости уменьшить частоту вращения или остановить дизель.
3.6.7.4. Необходимо следить за исправной работой автономных и навешенных на дизель вспомогательных механизмов, а также за надежностью креплений трубопроводов, своевременно устраняя вибрацию труб и не допуская утечек через неплотности их соединений.
3.6.7.5. Следует периодически наблюдать цвет выпускных газов. Бесцветная или светло-серая их окраска свидетельствует о хорошем сгорании.
3.6.7.6. В случае появления сигнала детектора масляного тумана или густого белого тумана из сигнальной (вентиляционной) трубы картера необходимо повторно проверить срабатывание детектора в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации. При повторном появлении сигнала детектора масляного тумана остановить дизель, не отключая насосы смазки и охлаждения. Лицам, находящимся в машинном зале, принять меры, подготовить средства пожаротушения.
После исчезновения признаков опасной концентрации масляного тумана, но не раньше чем через 20 мин после остановки дизеля выключить масляный насос и открыть щиты картера для определения причин образования масляного тумана.
3.6.7.7. При приеме и сдаче смены машинист обязан произвести осмотр дизельной установки, проверить показания контрольно-измерительных приборов.
Запись в машинный журнал значений параметров, характеризующих режим работы установки, производит сдающий смену. Подпись о приеме смены свидетельствует о согласии принимающего смену с зафиксированным в журнале состоянием установки на момент передачи смены.
3.6.8. Обслуживание систем смазки.
3.6.8.1. Следует постоянно поддерживать необходимое давление и температуру масла в системах смазки дизеля, турбокомпрессора, а также контролировать количество масла, подаваемого к отдельным узлам через центральные маслораспределители. Регулировать температуру масла рекомендуется изменением количества охлаждающей воды, проходящей через маслоохладитель.
3.6.8.2. При внезапном падении давления или чрезмерном повышении температуры масла в циркуляционной системе дизель необходимо остановить для выяснения и устранения причин неисправности.
3.6.8.3. Не реже одного раза в час следует контролировать уровень масла в картере, сточных и напорных цистернах дизеля, турбокомпрессоров и при необходимости добавлять масло.
При наличии автоматической сигнализации по уровню масла периодичность контроля может быть изменена, но не реже двух раз в смену.
3.6.8.4. Периодически в соответствии с инструкцией следует подавать смазку к узлам, смазываемым вручную, пополнять колпачковые и пресс-масленки.
3.6.8.5. Необходимо периодически (один раз за смену) или постоянно (при наличии специальных устройств) выпускать воздух из масляных полостей маслоохладителей, фильтров.
3.6.8.6. Давление циркуляционного масла должно поддерживаться выше давления охлаждающей воды.
3.6.8.7. При увеличении перепада давления до и после фильтра сверх установленного инструкцией по эксплуатации необходимо переключить систему на резервный фильтр. Периодически (один раз за смену) контролировать работ автоматических устройств очистки фильтров.
При резком уменьшении перепада давления следует заменить фильтрующий элемент. При очистке масляных фильтров обращать особое внимание на наличие в шламе металлических частиц и блесток, свидетельствующих о повышенном износе или повреждении узлов дизеля. По мере необходимости производить очистку магнитных фильтров и гидрореактивных маслоочистителей. Работа дизеля с неисправными масляными фильтрами запрещается.
3.6.8.8. Во время работы дизеля циркуляционное масло должно периодически или непрерывно очищаться сепараторами (фильтрами).
Сепарация масел, содержащих присадки, должна осуществляться без промывки водой и при температуре подогрева не более 90°С (верхний предел предпочтителен для масел с высокими моющими свойствами). Сепарацию масел без присадок рекомендуется осуществлять с промывкой водой при температуре подогрева не более 75°С.
3.6.8.9. Необходимо контролировать отсутствие воды в сточных цистернах смазочного масла турбокомпрессоров. При наличии воды принять меры к ее удалению, выяснить и устранить причину попадания воды.
j1=f;`"@ ?5 nt:14.2pt'>Медицинское освидетельствование прошел:
№ п/п |
Место проверки |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
Вторая и третья страницы вкладыша